Почему мы все такие разные? Почему по-разному думаем? Почему по-разному желаем чего-то и считаем себя кем-то? Я сейчас расскажу, как это происходит и откуда берутся эти впечатления.
Йоги в йога-сутрах говорят о замкнутом круге кармической деятельности, или самсары. Круг рождения и смерти. И этот круг вращает нас здесь. Вновь и вновь мы проходим через одни и те же вещи, и йоги объясняют, каким образом мы крутимся в этом колесе самсары. Говорят, что сначала все начинается с того, что человек что-то делает. Совершает поступок. И чем сильнее человек что-то хочет, тем больше эмоциональной напряженности в нем, тем ярче остается след от этого поступка. И когда он совершает поступок в этом настроении, то в этот момент в его сознании отпечатывается самскара. Слово «самскара» буквально означает «отпечаток». Появляется позитивный или негативный отпечаток. Например, мы едем на машине, и неожиданно выскакивает пешеход. Пешеход решил кинуться на вашу машину, что-то ему жизнь стала не мила. И мы резко затормозили. Остаются впечатления: «Ужас! Представьте, если он успел бы, что было бы». Появляется страх: да, надо как-то внимательнее смотреть, аккуратней ездить и смотреть на сумасшедших пешеходов, чтобы они не кидались. Таким образом у меня появляется маленькое впечатление, оно попадает в мое сознание и остается там как маленькая черточка.
Наше тонкое тело – это как палитра художника, разноцветная. И одна маленькая черточка ничего не сделает. Ну, маленькое пятнышко такое. Но конечно, если сильное впечатление, то побольше пятнышко. В принципе силы большой там нет, сильно оно не влияет на нас. Но когда мы делаем это действие еще раз или делаем что-то, что оставляет тоже такую же черточку или рядом (например, мы едем дальше и тут опять кто-то выскакивает и уже почти попал), то впечатление увеличивается. И вот когда эти впечатления маленькие скапливаются, то их уже называют словом «васана».
«Васана» в переводе на русский язык означает «одежда». Оказывается, наше сознание может одеваться в разные одежды. Вы замечали, как по-разному мы начинаем действовать, в зависимости от того, какая на нас одежда? Когда дома в трениках – одно настроение. Когда на лекции в рубашке – ну как-то прилично себя ведешь. Когда на работе в галстуке и серьезное лицо такое, как будто ты все понимаешь, совсем по-другому себя ведешь. Настроения разные. Ко мне недавно на лекцию пришла женщина, а она судьей работает. Я бы не сказал, что она судья. Просто она была в другой одежде. На работе к ней обращаются: «Ваша честь», а тут она после лекции подходит и спрашивает какой-то совет. И у меня другое восприятие, потому что на ней другая одежда. Так вот когда на нашем тонком теле много черточек, ниточек, то появляется определенная форма нашего тонкого тела. Нашими поступками, впечатлениями, как мазками на картине, формируется очертание личности. И вот это называется словом «васана» – одежда. То есть на сознание надевается определенная одежда.
И теперь происходит самое интересное. Вот я в своей рубашке иду по улице на лекцию, выспался, хорошо выгляжу, и кто-то берет и плескает в меня чем-нибудь, например кофе. Теперь смотрите: мою одежду, то есть мое тонкое тело, потревожили… Мое тонкое тело соприкасается с миром, и что-то происходит, может, неприятное, неожиданное для меня. Когда мои васаны соприкасаются с миром, то они начинают вибрировать. И вот эти вибрации называются на санскрите словом «вритти». Это такие волны пошли в моем сознании. Волны негатива, злобы. А вот если бы я не шел на лекцию, и если бы это была просто какая-то рабочая одежда маляра, и кто-то на меня капнул, я бы просто сказал: «Мужик, ну ты что, вообще?» И все. Но если я иду на лекцию и у меня все чистое, то тут я совершенно по-другому реагирую. Почему? Потом что разные васаны. От этих васан, от этих одежд, от этой формы, которую приняло мое тонкое тело, зависит то, какие волны я буду генерировать, какие побуждения, какие мысли, какие желания будут мной двигать, когда я буду соприкасаться с миром.
Поэтому когда сформировались какие-то стереотипы, мировоззрение, установки, то я начинаю реагировать на жизнь определенным образом. У меня начинают проявляться определенные «врити», или побуждения, когда я контактирую с этой жизнью. И к чему приводят побуждения? Они приводят к тому, что я начинаю как-то действовать.
Получается заколдованный круг. Я один раз что-то совершил, это отпечаталось в моем сознании, и этот отпечаток в моем сознании заставляет меня определенным образом реагировать на мир. Заставляет меня что-то делать. То есть он плеснул на меня кофе, я его стукнул по голове чисто в воспитательных целях, ну, чтобы как-то понял человек, что нехорошо это делать. Что я совершил, стукнув его по голове? Я закладываю новую самскару. Эта самскара там сидит, соединяется еще с какой-то самскарой, и еще одна черточка моего характера появляется. И теперь, когда я вижу тех, кто сидит с кофе, я начинаю их подозревать: «А не плеснет ли он в меня?» И я уже либо обхожу человека, либо с самого начала подхожу и бью по стакану так, чтобы кофе на того человека пролился. Почему я так реагирую? Потому что был случай. Теперь я опять это совершил и человека обидел. Может быть, он и не хотел плеснуть на меня, но я на всякий случай плеснул первый на него. Что это? Опять самскара, опять черточка в моей одежде. Теперь я становлюсь более предусмотрительным, избегаю вообще кофейни. Так и происходит. Вот это то, как эти самскары, или впечатления, которые мы получаем от жизни, заставляют нас вновь и вновь совершать поступки.